О картине «Христос Святого Иоанна Креста»

4 Янв

Я часто с ужасом слушаю экскурсоводов, что они говорят группам туристов в нашем храме. Часто, например, изображение в алтаре называют «Крестом Иоанна Крестителя». Понятно, что ни журналисту, ни экскурсоводу, ни преподавателю не обязательно иметь представление о том, что они рассказывают. Но очень хочется думать, что для посетителей храма важно не только посмотреть на чуждые нравы и порядки «костёла». Всё же -картина называется «Христос Святого Иоанна Креста».

Я постарался поправить статью о ней в Википедии и перевёл кое-что для неё с испанского. Очень хорошо написал о картине сам Дали: … в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной — Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия — гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови». В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. … Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.

Эти слова позволяют понять и другое — насколько Дали отличается от того карикатурного персонажа, которым он предстаёт нам со слов уже других экскурсоводов. Все, кто бывали в Фигерасе, Пуболе, музеях Дали знают эту классическую жвачку. Сначала подаётся как самый главный факт биографии Дали то, что он был женат на русской. Потом подробно описывается биография родителей Гала и её полное несчастий детство. Потом экскурсовод переходит на полные скабрезностей подробности их семейной жизни, а потом рассказывает об эпатажных выходках Дали и рыночных ценах на отпечатки его гравюр. Когда в подвале театра-музея в Фигерасе я пытался разглядеть Медузу, фантастически четко нарисованную, уже тогда мне показался сомнительным этот образ клоуна. Так и есть. Картина «Христос Святого Иоанна Креста» — явный результат труда философа, Богослова, если угодно.

Ещё одно, на что эта картина позволяет обратить внимание — на личность Святого Иоанна Креста, никакого, конечно, не крестителя, а Святого Хуана Де Ла Круз,  великого испанского мистика, Богослова Тёмной Ночи. Именно её, Тёмную Ночь, изображает Дали в верхней части полотна. Отсутствие на картине других людей, то есть как бы отсутствие на ней эмоций и соответствует идее Св. Иоанна. Наверное, эмоции так или иначе соответствуют нашим похотям. Я люблю это = я жажду это. Я не люблю это = я жажду смерти этого. Отсутствие эмоций, «сухость» Св.Иоанн считал верным признаком пути души к восхождению на Гору в Тёмной Ночи. Жажда Бога, наверное, должна действительно быть сверчувственной, сверхэмоциональной. То есть мы не любим дышать или не любим пить. Мы не можем существовать без этого. Иоанн не пишет, что без Бога нельзя существовать, как без воздуха, это было бы слишком просто. Он пишет о пути души, утратившей эмоциональный компонент от близости с Ним (как потерявший необходимость), но не научившейся ещё пользоваться духовным, непосредственным созерцанием Его. О Невесте, которая ищет Жениха в ночи. Она не рада быть в пустоте Ночи. Её не двигают романтические чувства или похотливые порывы. Она понимает, что не может существовать иначе как искать, жаждать своим существом. Её единственное чувство — тоска, жажда, но не похоть.

Изображение это неканоническое. По правилам Христос на кресте не должен изображаться вне Его ран. Но Дали рисует так, как рисует не ради гламура. Как видно из его слов, приведённых выше, он хочет отказаться от излишних эмоций, опять же, следуя мысли Св. Иоанна. Эта работа несомненно является катехизисом, над которым надо задуматься. И каждый раз мысли о ней наводят на новый и неожиданный результат…

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: